Формирование системного мышления учащихся на уроках физики

ШАГАБУТДИНОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

учитель физики ОСШ №4 им. Х.Досмухамедова, г.Шымкент

БАТЬКАЕВА ГУЛЬНАРА АСКАРОВНА

Старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии»

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Туркестанской области и городу Шымкент

Изучение школьных программ и школьных учебников по физике, используемых в учебном процессе, свидетельствует о том, что в ходе обучения ребенок чаще всего имеет дело с заданиями, представляющими собой сложную систему, каждый элемент которой характеризуется, по крайней мере, двумя существенными признаками, установление связи между которыми и составляет достаточно трудоёмкий процесс решения учебных задач.

Анализ качества образовательного процесса и психологические исследования сформированности мыслительных операций учащихся показывают, что несформированность системности мышления является одной из основных причин школьной неуспеваемости. Также это одна из главных причин неумения выпускников решать вычислительные и экспериментальные задачи по физике, проводить, физический эксперимент, самостоятельно выстраивать ме­тодику и использовать из­вестные способы решения задачи в новых условиях (задания ЕНТ). В связи с этим одной из основных задач развития школы является создание условий в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих успешное формирование системного мышления, которое в свою очередь позволяет получить учащимся более качественное образование. Создать такие условия возможно лишь через реализацию компетентностного подхода и внедрения активных, деятельных форм обучения.

В настоящее время общество предъявляет более высокие требования к выпускникам, имеющим теоретический уровень развития мышления, формированию у них системных, а также метапредметных знаний. Современному обществу необходима свободная личность, способная самостоятельно решать возникающие проблемы в изменяющихся условиях, умеющая применять полученные теоретические знания в практической деятельности, готовая к самообразованию, самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности. Поэтому перед нами встает проблема обновления методов, средств и форм организации обучения, проблема не только «чему учить», «как учить», но и «через что учить», то есть проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс общекультурных компетенций в общем и системного мышления в частности.

Системное мышление — это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода: всесторонность, взаимосвязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного мышления. При помощи системного мышления школьный курс физики знакомит учащихся с логикой научного познания и основными его методами, раскрывает особенности научного знания и его принципиальное отличие от ненаучных и околонаучных знаний [3].

Работая над формированием системного мышления на уроках физики и во внеурочное время необходимо обеспечивать:

  • развитие образного и аналитического мышления: умения воспринимать, анализировать и перерабатывать информацию, делать выводы;
  • ознакомление с основами физики как системы фундаментальных физических теорий, умение применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов и явлений;
  • формирование научного мышления и мировоззрения, понимание возможностей научного познания природы и ознакомление с его методами;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли и места физики в современной цивилизации;
  • помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

Одной из эффективных форм формирования системного мышления является организация исследовательской деятельности обучающихся, в которой происходит формирование и усвоение метапредметных знаний. Новое видение физики, как базиса естественнонаучного миропонимания, закладывающего основу законов природы в системе предметов естественнонаучного цикла, позволяет провести интеграцию метапредметных знаний, увидеть целостность школьных курсов и их дискретность, перспективы преподавания, области применения метапредметных знаний. Такое видение предмета изменит в корне подход к обучению и воспитанию учащихся и эффективно будет способствовать формированию системного стиля мышления учащихся.

Сегодня особенно актуально привлечение обучающихся на разных ступенях образования к исследовательской деятельности, которая развивает способности к продуктивной деятельности (конструкторские, проектные, аналитические и др.), формирует самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность и системность мышления; формирует умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи [2].

Значительным образом в разработке данного направления по развитию исследовательской деятельности и мышления учащихся служит применение исследовательского эксперимента на уроках физики. Исследовательский эксперимент является составной частью исследовательского метода. Он же в свою очередь, относится к числу так называемых продуктивных методов обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся и позволяющих планомерно и целенаправленно их формировать.

Формирование системного мышления и навыков научно-исследовательской деятельности будет эффективным, если процесс обучения физике в старшей школе строить в логике научного метода познания на основе учебного исследовательского эксперимента, проявляющего структуру физической системы.

При проведении уроков необходимо использовать следующий алгоритм построения учебного занятия, формирующий системное мышление учащихся:

  • мотивация;
  • целеполагание через создание проблемной ситуации;
  • системный анализ предмета изучения и как следствие, нахождение способов решения поставленной проблемы;
  • типологизация проблемы и ее применение при решении различного типа и уровня знаний.

Мотивация к овладению знаний во взаимосвязанной системе становится побудителем учебной деятельности школьников. Для этого на уроке необходимы проблемные ситуации, в процессе разрешения которых, ученики убеждаются в необходимости системных знаний и порождают собственные вопросы по изучаемому материалу. После постановки проблемы использовать систему проблемообразующих вопросов, требующих от учащихся поисковой деятельности, тем самым, создавать условия для осмысления значимости предмета изучения, обеспечивая тем самым самостоятельность учащихся в решении учебных задач. Таким образом, ученики сами приходят к пониманию значимости для личности приобретения системных знаний и способов системного мышления.

В процессе многих педагогических исследований было замечено, что для более активного формирования системного мышления целесообразно как можно шире использовать наглядные методы, поэтому нужно демонстрировать функционирование различных приборов, физических систем, иллюстраций, структурно-логические схем, графиков, после чего учащиеся имеют возможность не только самостоятельно ознакомиться с прибором, но и попытаться его изготовить.

На всех технологических этапах использовать метод структурно-логических схемУчебные понятия структурируются, анализируются, противопоставляются, встраиваются в имеющиеся структурные знания, логически связываются и становятся системными. Структурно-логические схемы обеспечивают рациональное усвоение знаний о природе, обществе, технике, помогают формировать опыт в отборе информации и ориентироваться в ней. Структурно-логические схемы следует рассматривать как одно из дидактических средств – логических, наглядных, технических — в содержании образования, применяемых на уровне учебника для рационального усвоения учебного материала.

Структурно-логические схемы являются основой конструирования учащимися рассказа. Такие схемы могут применяться неоднократно в рамках одного или нескольких предметов.

Установление межпредметных связей на уроках физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, их творческих способностей, развитию логического и системного мышления.

Работа с учащимися во внеурочное время по предмету дает возможность ученикам глубже познакомиться с теоретическими знаниями, формирует умение выбрать тему исследования, изучить дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме, научиться составлять проект исследования, определять цель – что необходимо сделать; что для этого нужно; какова последовательность действий; каков возможный результат. Посещая различные предприятия (электросети, отделение связи, газо и нефтеперекачивающие станции) учащиеся получают наглядное подтверждение практического использования полученных ими знаний: навыков работы с приборами, с источниками информации, с установками, с компьютером, учатся анализировать полученные результаты.

Использование перечисленных форм и способов работы способствует приобретению общекультурных компетенций, усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей учеников [1]. Создание целостности знаний стало главным условием развития и саморазвития интеллекта учащихся, что позволяет сформировать умение работать с информацией посредством электронных средств обучения, развить коммуникативные способности, сформировать «личность информационного общества». Результативность работы можно рассмотреть по следующим показателям:

  • обученность учащихся по физике;
  • сформированность навыков самостоятельной работы;
  • установление основных мотивов деятельности;
  • сформированность системного мышления (концептуальность, рефлексивность, фундаментальность, умение давать оценочные суждения).

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. — М.: Вита-Пресс, 2006.
  2. Данилов Д.О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода: дис… канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.07 /Данилов Денис Олегович. – Томск, 2007

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sistemnogo-myshleniya-uchashchikhsya-v-protsesse-obucheniya-fizike-na-osnove-is#ixzz4txB7Rfze

  1. Ширяева В.А. Новая образовательная область знания как ресурс развития мышления.- Саратов: Изд-во Сарат.университета, 2007

Leave a Comment